Японский сад. Элементы японского сада

Японский сад - основные элементы

Камни в японском саду


Камни в японском саду олицетворяют светлое мужское начало «ян». Они составляют «скелет» сада и задают его структуру. От них зависят величина и форма водоема, распределение растений в саду. Поэтому искусство подбора и расстановки камней — одно из важнейших в создании сада.

Камни подбираются по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и всем другим его элементам. Следует использовать естественные, природные камни. Округлые валуны и обработанные глыбы не подойдут. Больше всего ценятся причудливые камни, покрытые ржавчиной или мхом, камни с отверстиями от выветривания пород, и камни, поднятые со дна рек и озер. Чем необычнее и удивительнее камень, тем он лучше, так как природе пришлось потрудиться над его созданием.

Используют камни зеленовато-голубого, коричневого, красного и пурпурного цветов, реже – белого. Если глыба выглядит слишком «свежей», то ее «состаривают», выращивая на ней мох. В каждом камне нужно увидеть свое «лицо» и свою «позу», и наделить его определенной ролью в композиции. Он может лежать или стоять, прислоняться или поддерживать, убегать или преследовать, смотреть вверх или вниз.

Из камней составляют композицию с основной и второстепенными группами. Каждая группа выстраивается по принципу разностороннего треугольника, самая длинная сторона которого обращена к входу в сад, самая короткая помещена слева, а средняя справа. Камни всегда размещают по диагонали или параллельно линии главной части сада. Композиция составляется, как правило, из трех (одного большого главного и двух небольших боковых), реже пяти или семи камней. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли.


Вода в японском саду


Второй главнейший компонент сада – вода. Она символизирует темное женское начало «инь». Она же – символ жизни и жизненной энергии. Водная стихия является одновременно и воплощением покоя, и приметой вечного движения и перемен.

Функции водоемов очевидны. Пруд, отражающий небо и растения на его берегу, делает малое пространство объемным. Ручей, перепрыгивая через небольшие валуны, играет солнечными бликами и делает сад более динамичным.

Вода в японском саду присутствует в виде прудов, ручьев, водопадов, либо заменяется «сухим ручьем», в котором ее имитирует мелкий гравий или песок. Не допустимо использование в дизайне неестественных форм и фонтанов.

а) Пруд создают лишь в больших японских садах. Он должен иметь неправильную форму, извилистые песчаные или каменистые берега, заливы и острова. Уровень воды в пруду следует поддерживать почти вровень с берегом, облицовка при этом исключается. Берег оформляется с учетом отражательной способности воды, на зеркальной поверхности которой создаются своеобразные картины. Значительная часть пространства самого пруда занимается нимфеями и лотосами.

б) Ручей проще в исполнении и не требует таких больших площадей, как пруд. Своими причудливыми изгибами и поворотами он в равной степени с камнями задает схему сада, определяя расположение всех остальных элементов. Он может изображать спокойную реку или же бурный поток с порогами и водопадами.

в) Водопад — самый доступный из естественных водоемов. Его устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй. Для создания водопада используют один большой неровный камень, с которого будет падать вода, и 2 камня меньших размеров (кладут по краям большого), которые образуют русло потока. Форма водопада может быть любой. Главное, чтобы он выглядел естественно.

г) Сухой ручей, как альтернатива настоящему водоему, чрезвычайно востребован в наших условиях. Умело сделанный, сухой ручей создаст ощущение, что вода в нем только что высохла, и случайный дождь вновь вернет его к жизни. В зависимости от размеров камней (песка) и способа их укладки он сымитирует и тихий ручеек, и горную речку. Технология создания такого ручья весьма проста. Расчерченную под русло площадку засыпают песком или щебнем и граблями наносят рисунок в виде волн и ряби. Недостаток у сухого ручья один – время от времени придется восстанавливать рисунок, досыпать песок (щебень) и опрыскивать поверхность водой.


Растения в японском саду


Растения – третий важнейший атрибут японского сада. Их подбор и расстановка – сложнейшая задача, требующая знания сложнейших законов и правил создания сада.

В японском саду доминировать должны оттенки зеленого, серого и коричневого цветов. Яркие краски мешают настроиться на спокойный лад, поэтому от пестрых многолетников приходится отказываться. Основное внимание следует уделить контрасту, игре форм и текстур, света и тени.

Предпочтение следует отдавать невысоким, вечнозеленым растениям. Просто необходимо посадить сосну, сакуру (либо сходную с ней сливу или вишню) и японский клен (с изящными лапчатыми листьями, густо краснеющими в ноябре). Для японского сада подойдут: можжевельник, тис, ива, бересклет, барбарис, рододендрон, азалия, магнолия, пион, хризантема, папоротник, хоста, различные злаки, а также используемые для украшения водоемов ирис и лотос.

При составлении композиций необходимо учитывать оттенки зелени: более темную лучше поместить на заднем плане, а светлую – на переднем. Это создает ощущение глубины пространства сада. Деревья нужно расположить так, чтобы они образовали группу и, в то же время, каждое рассматривалось бы с разных сторон самостоятельно.

Японские сады должны выглядеть привлекательно в течение всего года. Растительные композиции надо создавать с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних акцентов на другие: весенние уступают место летним, а затем осенним и зимним сюжетным картинам. Весной сад окутывают бело-розовые облака цветущей сакуры и азалии, маленький пруд застилается лепестками. Летом на кустарниках распускаются цветы, радуют глаз яркие рододендроны. Осенью клены полыхают костром из листвы. Зимой переплетение голых ветвей деревьев рисует свой причудливый узор на фоне неба, а зеленые сосны покрываются, словно цветами, шапками белого снега. Внимание всякий раз привлекает растение, самое интересное в данный момент.


Цукубай


Цукубай – традиционный элемент японского сада, представляющий собой каменную чашу с водой, высотой около 25 см (иногда 50 см), в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. Обычно цукубай располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада. В некоторых случаях он может находиться на уровне земли.

Цукубай состоит собственно из водного бассейна («каменной чаши» с водой) и валунов. На одном из валунов лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой, на другом – стоит свеча. Каждый гость обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот, затем, особым образом поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку ковшика.

В цукубае постоянно должна меняться вода. С этой целью создают специальную систему из бамбуковых трубок («какеши»). К ней незаметно подводят водопровод. Для предотвращения затопления, в месте постановки цукубая делают небольшую дренажную систему.


Японские фонари


Японские фонари считаются одним из основных элементов японского сада. Их помещают в определенной композиционной точке в сочетании с камнями, кустарниками, деревьями, водоемами или цукубаем. Для изготовления настоящих фонарей применяют различные камни (чаще всего гранит), дерево или пемзу. Дешевые варианты делают из гипса и пластика.

Используют следующие виды фонарей: приземистые (с широкой крышкой, по форме напоминающие домик), изящные и потайные; на подставке или на ножках. Каменный фонарь, как правило, состоит из пяти частей, символизирующих один из пяти элементов: землю, воду, огонь, ветер, небо. Место для свечи – это огонь, круглая «луковка» наверху – небо, «крыша» с загнутыми кверху углами – ветер, опора – вода, основание – земля.

Не стоит забывать и о том, что японский фонарь – это не только украшение, но и прибор для освещения сада в темное время суток. Блики свечи, установленной в нем, могут раскрыть непривычные грани ночной жизни сада.


Дорожки в японском саду


Дорожки играют в японском саду очень важную роль. Их цель – провести посетителя по всем примечательным местам сада. Благодаря многочисленным изгибам, они удлиняют путь и создают эффект разнообразного пространства. Пейзаж меняется за каждым поворотом.

Как правило, дорожки делают из камня, реже из дерева (неотесанных досок, бревен, круглых спилов). В разных местах садика они могут быть выложены из различных материалов. Камни должны размещаться на 2-5 см выше уровня земли. Длинная ось каждого камня при этом должна быть перпендикулярна к направлению тропинки. Размеры камней и их узор задают ритм шагов. При оптимальной схеме установки камни располагаются как следы (один – для левой ноги, другой – для правой), чтобы вынудить зрителя к неспешной прогулке. В местах, где требуется, чтобы зритель остановился и осмотрелся вокруг, поперек тропинки кладут широкий камень (для обеих ног).


Ограждение японского сада


Еще одной особенностью, присущей всем японским садам, является их закрытость от внешнего мира. Стена сада не ущемляет его естественности, а наоборот, выделяет пространство сада, делает его «миром в мире». Она становится частью окружающего ландшафта, поскольку строится с таким расчетом, чтобы следовать складкам рельефа.

В качестве оград в японских садах используют бамбуковые изгороди и плетни, изготовление которых является особым искусством. Изгородь высотой 1-2 м устанавливают на естественной границе сада. Плетни из бамбуковых палок или тонких веток деревьев используют для отделения частей сада друг от друга. Часто изгородь оплетают лианами. Иногда в сплошной стене вырезают небольшое оконце, чтобы мельком приоткрыть прохожим привлекательную красоту сада.


Арки в японском саду


Там где есть заборы, должны быть и двери. Вход в огороженный японский сад принято обозначать аркой. Очень важно правильно выбрать место для арки. Ее следует установить прямо напротив выходящих в сад окон дома с таким расчетом, чтобы зрителю, находящемуся вне японского сада, открывался лишь маленький кусочек того, что ожидает его по ту сторону арки.

Создавая арку, следует придать ей оттенок восточной культуры. Для этого при строительстве достаточно отказаться от аккуратного бруса или просто-напросто выдвинуть верхнюю перекладину на некоторое расстояние от опорных столбов. В качестве материалов следует использовать бревна, брус или толстый бамбук. Дальнейшие действия ограничиваются только фантазией создателя арки.


Беседки в восточном стиле


В традиционных японских садах практически всегда ставилась беседка. Она могла служить для работы, чаепитий, медитации.

Японские беседки во многом отличны от беседок европейских. Как правило, это небольшие открытые сооружения из дерева или бамбука без каких либо излишеств внутри. Они служат для уединения и созерцания, поэтому размещаются в самом выгодном месте сада, чтобы вид из них был наиболее привлекательным и выразительным. Не стоит думать, что беседки в японском саду обязательно должны иметь некие восточные черты (специфические крыши и украшения). Гораздо больше в данном случае ценится простота и аскетичность.


Лавки (скамьи) в японском саду


Лавки (скамейки) – практически обязательный элемент японского сада. Также как и беседки их устанавливают в наиболее живописных местах для созерцания сада. Наряду с цукубаем и фонарями они играют роль скульптурных украшений.

Для японского сада лучше всего подойдут нарочито грубые, массивные лавки (без спинки). Верхняя часть по возможности должна быть цельной. Ее можно сделать из большой каменной плиты или из широкого бревна. Не желательно выравнивать поверхности, шлифовать их до гладкого состояния, покрывать краской или лаком. Все должно быть предельно естественным. Ножки делают из камней или колод. Иногда от них и вовсе отказываются, устанавливая высокие лавки прямо на землю или на специальные насыпные холмы.


Мостики в японском саду


Мостики через водные или «сухие» потоки – интересное, стильное украшение японского сада. В саду с естественным ландшафтом лучше выглядят грубые мосты из плоских, неотесанных каменных плит или деревянных планок. В крупных садах мосты могут быть и менее естественными. Прекрасно смотрятся подвесные мосты из бамбука или дерева, изящно повисшие над зеркалом воды, а также зигзагообразные деревянные настилы и переходы из камней, расположенных под углом друг к другу.


Скульптура в японском саду


В японских садах скульптурные украшения играют второстепенную роль. К ним предъявляются особые требования, так как они должны гармонично вписаться в ландшафт. Помимо традиционных фонарей широкое распространение получили каменные пагоды и статуи Будды.

Не редко в саду можно встретить и бамбуковое пугало (сиси-одоси).

Пагоды (башни) заслуживают особого внимания. Они всегда имеют нечетное число ярусов с каменными пластинками, чаще всего четырехугольной, иногда шести- и восьмиугольной или круглой формы. В маленьком саду хорошо смотрится пятиярусная башня. Пагоды размещают около цукубаев, мостов, водоемов и водных потоков, рядом с декоративными камнями или перед большими деревьями. В отличие от фонарей обязательным атрибутом японского сада они не являются и устанавливаются по одной на сад.

Фигурку Будды (иногда Конфуция, дракона и т. п.) перед установкой в сад необходимо «состарить». Она должна обрасти мхом, лишайником, посереть. Для нее следует выбрать срытый интимный уголок вблизи дорожки. Однако нужно помнить, что в настоящем японском саду скульптура играет религиозную роль, и поэтому с философской точки зрения, будучи установленной приверженцем иной религии, нарушит гармонию сада, превратив его в дешевую подделку.


Колодец в японском саду


Еще одним необязательным атрибутом японского сада является колодец. Утратив практическое значение, он стал декоративным элементом.

Для создания импровизированного колодца потребуется сложить небольшое кольцо из камня и соорудить над ним подъемный механизм для деревянного ведра. Такое стилизованное сооружение станет прекрасным дополнением к цукубаю.


Коряги и пни в японском саду


В японский сад по соседству с молодыми цветущими или плодоносящими деревьями можно поместить остовы сухих деревьев и ветхие пни, зарастающие мхом и папоротниками. Такие композиции будут символизировать красоту естественного хода жизни.


Надписи в японском саду


Не редко в японских садах используют надписи. На стены можно нанести стихи, беседку украсить изречениями, на камнях и пагодах выбить письмена. Слово в садовом пейзаже как бы восполняет недостатки чувственного восприятия, призывает внимать тому, чего, казалось бы, и нет вокруг, но что является как нельзя более естественным для данного места.

Надписи, возможно, не будут лишними и в вашем саду. Однако следует отметить, что в нашей стране надпись на японском или китайском языке, утратив смысловую нагрузку, станет всего лишь загадочным украшением. Поэтому мудрые изречения и поэтические строки лучше писать по-русски красивым каллиграфическим почерком, либо заменять их на рисунки с восточной тематикой.


Пустое пространство в японском саду


Пустые пространства – такая же неотъемлемая часть японского сада, как камни, вода и растения. Они позволяют создать фон и подчеркнуть красоту каждого элемента. Заполнять такие пространства следует мхом, низкими почвопокровными растениями, различными мульчирующими материалами (корой, щепой, скорлупой кедрового ореха и т.п.). Ни в коем случае нельзя высаживать в японском саду газон. Он будет слишком высоким, а стрижка станет настоящей проблемой.


Как показывает опыт, вписать японский сад в европейский ландшафт совсем не сложно. Для сада в восточном стиле выбирается укромное тенистое место на краю участка. Его площадь может составлять всего 1,5-2 сотки.

При построении японского сада необходимо неукоснительно соблюдать принцип направления слева направо и принцип асимметрии. Принцип направления слева направо связан с психологическими и эстетическими законами восприятия движения. Соблюдение этого закона в композиции группы камней дает ощущение глубины пространства, а также общего равновесия масс. Принцип асимметрии говорит о том, что ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно.

Японский сад, как правило, состоит из нескольких групп с различными функциями. Композицию центральной группы могут составлять камни, водопад и деревья. Вторая группа (вспомогательная) должна подчиняться основной и подчеркивать ее главную пластическую идею. Третья группа (гостевая) устанавливается несколько поодаль, не подчиняясь первой, но контрастируя с ней и уравновешивая ее. Роль четвертой группы – связать сад с домом, с архитектурной формой. Пятая группа образует фон для всей композиции (чаще всего это высокие деревья, иногда естественная природа за пределами сада, силуэт леса).

Помимо основных групп, может быть значительное число добавочных, в зависимости от величины и типа сада.


Выводы


Соблюсти все строгие правила построения японского сада возможно даже в наших климатических условиях, но гораздо важнее не скопировать восточный стиль, а создать сад, отвечающий древней философии, пусть даже с элементами, не характерными для Японии.